Поисковый отряд «Дружина-Подольск»

Духовные аспекты поисковой работы  

         Поисковый отряд Подольского благочиния был создан в 2009 году по благословению Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Основой отряда стали инструкторы и воспитанники Центра духовного, нравственного и патриотического воспитания молодежи Подольского благочиния. Первые поисковые работы отряда прошли в рамках Международной Вахты Памяти в Осташковском районе Тверской области и Демянском районе Новгородской области.

Изначально наш отряд входил в состав поискового отряда «Демянск» из поисковой экспедиции «Долина» — официального организатора поисковых работ в Новгородской области, а сейчас – поисковый отряд «Дружина-Подольск», претерпевший небольшую реорганизацию – официальный отряд, зарегистрированный как самостоятельная поисковая организация в составе новгородской «Долины». За 10 лет силами отряда обретены останки более 1500 солдат и офицеров Красной армии (Прокофьев Семен Андреевич Христолюбов Иван Осипович — обретенные красноармейцы).

   Но не смотря на такой довольно внушительный итог работы, все же иногда приходится слышать критику в наш адрес, дескать, не дело Церкви заниматься подобными делами. Однако, наша христианская совесть подсказывает нам, что местом погребения и упокоения воинов, наших героических предков, должны быть не безвестные болота и непроходимые леса, а достойные воинские мемориалы, и память об этих людях, зачастую пропавших без вести, должна быть восстановлена и прославлена. И это не просто голос нашей совести – подобные мысли имеют библейское и богословское обоснование.

   Так, христианская Церковь наследовала ветхозаветную традицию погребения в землю – ингумацию, основанную на словах Бога, обращенных к нашему праотцу Адаму: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19).  В самой Библии есть указания для иудеев назначать особые кладбища для погребения умерших. Места погребений обычно устраивались в садах, а иногда в полях, а также в скалах или пещерах. К гробницам иногда прикреплялись дощечки или иногда даже воздвигались памятники. Очень важно, что быть не погребенным считалось крайним бесчестием. Во времена Ветхозаветные создать гробницу для человека считалось выражением особенной любви и почтения к нему. У древнехристианского писателя Минуция Феликса мы находим такое выскзывание: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле» (Минуций Феликс. Октавий // Богословские труды. – М., 1981, Сборник 22, с. 161). Погребение в земле очень насыщено библейской символикой, более назидательно и утешительно для близких. Тело умершего человека можно сравнить с зерном, влагаемым в землю. И как из умершего семени в свое время произрастает новый плод, так и, согласно православному вероучению, Господь из земли воссоздаст новые тела всем от века почившим людям в день всеобщего воскресения.

 

     Также в христианской культуре ярко выражена традиция увековечения имени. Христиане верят, что смерть не прекращает тех отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими в земной жизни, но эти отношения продолжаются через молитвенное поминовение. Основанием необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы» (Лк. 20:38). Пример таких поминовений мы находим в Библии во многих местах, например в книгах Чисел, во Второзаконии, 1 книге Царств и др.

   Во времена новозаветные, святая Церковь вполне восприняла традицию поминовений. Так, известный отец Церкви святитель Иоанн Златоуст пишет: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, … нашими о них молитвами» (Слово о том, что не должно усиленно оплакивать умерших, http://odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/45 (дата обращения- 04.12.2019)), высказывается определенно и другой авторитетный христианский святой Афанасий Великий: «Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы… учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные воспоминания об усопших» (цит.по Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие. Том II, стр. 244). И подобных цитат святых отцов можно привести великое множество.

   Суммируя сказанное, отметим, что все принципы, на которых строится современная поисковая деятельность – сохранение и увековечение памяти о жертвах войны, сформировались еще во времена ветхозаветные, были поддержаны святой матерью-церковью и развивались до сего дня и это дает нам, поисковикам, проводить поисковую работу в соответствии с нашей христианской совестью и потребностям общества.